Энергоаудит в Казахстане: состояние и перспективы

ЭНЕРГОАУДИТ Feb 12, 2021

В 1997 в Казахстане был принят первый Закон РК «Об энергосбережении». В рамках Закона были обозначены общие положения государственного регулирования в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Несмотря на то, что согласно Закону 1997 года проведение энергетического аудита не являлось обязательным и не было регламентировано соответствующими нормативно-правовыми актами, количество организаций, предлагающих услуги по проведению энергетических аудитов, быстро увеличивалось. В мировой практике проведение энергоаудита является одним из самых распространенных инструментов по энергосбережению и повышению энергоэффективности. На сегодня, энергоаудит проводится в более чем 60 странах мира.

Опираясь на опыт развитых стран, в 2012 году в Казахстане был принят новый Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Была проделана большая работа совершенствованию законодательства:более четко определены термины и понятия, касающиеся энергосбережения и энергоэффективности, определены сфера действия Закона и принципы регулирования отношений участников рынка.Законом также был определен термин «энергетический аудит (энергоаудит)», как сбор, обработка и анализ данных об использовании энергетических ресурсов в целях оценки возможности и потенциала энергосбережения и подготовки заключения. Была внедрена процедура проведения обязательного энергетического аудита для основной группы потребителей энергетических ресурсов, являющихся субъектами государственного энергетического реестра. В соответствии с действующим законодательством, субъекты ГЭР обязаны получить заключение энергоаудита, в котором определен потенциал энергосбережения, и обеспечить реализацию мероприятий по энергосбережению для достижения выявленного потенциала.

С начала введения нормы об обязательном проведении энергоаудита, правом проведения энергоаудита обладали организации, получившие свидетельство об аккредитации в уполномоченном органе в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В 2016 году с целью снижения нагрузки на малый и средний бизнес, Главой государства подписан ряд нормативно-правовых актов по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур, согласно которому деятельность по проведению энергетического аудита переведена на уведомительный порядок. В настоящее время деятельностью в области энергосбережения и повышения энергоэффективности занимаются более 130 организаций, в штате которых числятся более 290 аттестованных уполномоченным органом энергоаудиторов. Однако, около 40 организаций не провели ни одного энергоаудита.

Следует отметить, что несмотря на предпринятые усилия по созданию действенной нормативно-правовой базы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, существует ряд проблемных вопросов.На сегодняшний день на рынке услуг энергоаудита отмечается недобросовестная конкуренция. Это обусловлено тем, что проведение энергоаудита в Казахстане является относительно новым направлением, и ни Законом, ни другими нормативно-правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности не предусмотрены требования к качеству проведения энергетического аудита и ответственность энергоаудиторских организаций за качество выдаваемых заключений. Кроме того, существует проблема низкой квалификации кадров и профессионального состава экспертов, задействованных в проведении энергетических аудитов. Аттестация энергоаудиторов проводится уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на основе квалификационных требований, установленных Законом «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» и соответствующими нормативно-правовыми актами. Процедура аттестации проводится на основе предоставленных документов без экзамена и собеседования, на бесплатной основе, следовательно, ответственность уполномоченного органа и самого физического лица не определена. Как следствие, проводятся некачественные энергоаудиты, и, соответственно, существуют риски неисполнения задач, поставленных Главой государства по снижению энергоемкости экономики и повышению конкурентоспособности. С 2016 года уполномоченным органом совместно с Институтом развития электроэнергетики и энергосбережения был проведен анализ 525 заключений энергоаудита, в результате которого было выявлено несоответствие более половины из них (330) установленным Правилам проведения энергоаудита.

Поскольку сложившаяся ситуация в области энергоаудита требует дальнейшего совершенствования, уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности разработана концепция Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности».

В рамках данной концепции предполагается внедрить органы по подтверждению соответствия персонала в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, которые будут проводить аттестацию кандидатов в энергоаудиторы не формально, а оценивая уровень знаний и компетенций кандидата посредством собеседования или экзамена. Кроме того, согласно утвержденному Главой государства «Плану нации «100 конкретных шагов», в рамках 97 шага предусматривается развитие института саморегулирования в предпринимательской среде, путем отказа государственных органов от контроля за всеми участниками рынка, при осуществлении контроля непосредственно за саморегулируемыми организациями. Мировой опыт становления саморегулирования показывает, что оно возникло из потребности производителей продукции/исполнителей услуг самостоятельно регулировать взаимоотношения с потребителями. Саморегулирование в странах Европы и США обусловлено, прежде всего, потребностью в этом самих предпринимателей и означало их готовность по своим деловым качествам, в условиях доверия населения к бизнесу, без излишнего вмешательства государства регулировать свою деятельность самостоятельно. Так, предлагается введение механизма саморегулирования энергоаудиторской деятельности на обязательной основе. Таким образом, из саморегулирования, основанного на обязательном членстве, вырастает государственная система регулирования деятельности в сфере энергосбережения, когда государственные органы власти имеют дело только с саморегулируемыми организациями, выполняющими самостоятельно функцию надзора и контроля за деятельностью энергоаудиторов.

В вопросах внедрения саморегулирования в энергоаудиторской деятельности, активную позицию держит Казахстанская Ассоциация Энергоаудиторов. Вот уже более трех лет, Ассоциация занимается вопросами создания и внедрения СРО в Казахстане. Так, был изучен опыт саморегулирования в области энергоаудита в РФ, разработаны проекты правил и стандартов,опубликованы статьи в средствах массовой информации, проведены множество круглых столов с участием государственных органов, участников рынка и заинтересованных лиц в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Что же реально даст участникам рынка внедрение саморегулирования в энергоаудиторской деятельности?

Заказчику энергоаудита:

  • Высокое качество оказываемых услуг;

  • Досудебное урегулирование споров (приобретение услуг у организации-члена СРО гарантирует Заказчику эффективное рассмотрение и разрешение спора). Энергоаудиторской организации – члену СРО:

  • Снижение контрольного давления со стороны государства;

  • Самостоятельное исправление ошибок и недочетов в деятельности членов СРО, освобождение от материальной ответственности перед Заказчиком;

  • Защита прав и интересов членов СРО;

  • Содействие в повышении качества предоставляемых услуг посредством осуществления деятельности в соответствии с утвержденными в СРО едиными стандартами и правилами;

  • Взаимодействие с другими членами СРО;

  • Контроль над необходимым уровнем квалификации сотрудников каждого члена СРО, оказание помощи в ее повышении;

  • Предоставление актуальной нормативно-правовой базы и информации обо всех вносимых в нее изменениях. Время и рынок диктуют свои условия для движения вперед и поиска новых решений в направлении энергосбережения, учитывая полученный опыт и совершенные ошибки. Нормативно-правовая база постоянно меняется, совершенствуется, меняются и принципы работы энергоаудиторов. Конечно, на данный момент существует много спорных нерешенных вопросов, но процесс не стоит на месте. Рынок развивается, в том числе в профессиональном смысле. Вместе с тем, хочется надеяться, что «энергоаудит» в будущем станет еще более совершенным инструментом борьбы за конкурентоспособное, энергоэффективное будущее Казахстана, а слово «энергоаудитор» станет синонимом высокого профессионализма!

АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения»